Летом этого года в Москве прошло несколько показов в рамках Modest Fashion Week. Эта неделя благопристойной (или скромной) моды объединила модельеров разных национальностей и религиозных конфессий, которые предложили свое видение образа современной женщины. Это хороший повод поговорить о влияние религии на моду и моды на религию. Этот разговор начнется с обзора традиционной мусульманской одежды.
В арабском мире женщины в общественных местах вносят разные виды закрытой одежды. В зависимости от страны и региона, крупного города или провинции предписания могут трактоваться по-разному и быть более или менее строгими.
Так, в либеральных мусульманских странах, и в особенности в больших городах, часто достаточно свободно повязанного головного платка, который подбирается по цвету и узору. Одновременно от женщин ожидают, что одежда не будет слишком облегающей.
Во многих странах, например на Аравийском полуострове, на улицах можно увидеть самые разнообразные одеяния, скрывающие женские фигуры. Самые строгие правила действуют в Афганистане и в отдельных частях Пакистана. Здесь женщины должны полностью скрывать себя под буркой, которая не даёт увидеть даже глаза.
Мусульманские теологи упорно дискутируют о том, действительно ли Коран предписывает скрывать лицо или же лишь требует благопристойную одежду, которая обозначит женщин “как правоверных и избавит от посягательств”. Вот некоторые виды традиционной одежды, которые носят в мусульманском мире.
Скромная одежда и накидки для женщин
Шейла. Шейла – это длинный шарф прямоугольной формы разных цветов, открывающий лицо полностью. Шарф оборачивают вокруг головы в свободном стиле и спереди перекидывают один конец через плечо. Такой шарф черного цвета часто можно встретить в странах Персидского залива.
Аль-амира. В отличии от хиджаба аль-амира, состоит из двух кусков. Один из них вплотную прилегает к голове, другой свободно надевается сверху, оставляя лицо незащищенным. Этот головной убор напоминает короткую накидку с головным убором. Креативность исключена: здесь нечего накидывать или драпировать. Аль-амира распространена в Тунисе, Египте, Турции и Ираке. Поскольку допустимы разные цвета, это дает возможность варьировать дизайн наряда.
Химар. Это накидка, доходящая до талии и скрывающая всю верхнюю часть тела за исключением лица. В тех случаях, когда нужно скрыть и лицо, химар комбинируют с никабом. Химар также может иметь разные цвета и рисунки. Это одеяние длиннее, чем аль-амира; поскольку химар свободно ниспадает от верхней части туловища до пола, область плеч почти не угадывается. Здесь женщины тоже могут выбирать цветные варианты.
Хиджаб. Хиджаб – это платок,на голову, который также относится к “нестрогим” мусульманским убранствам, но в отличие от шейлы он плотно запахивается на шее и скрывает всю верхнюю часть туловища, кроме лица и декольте. Хиджаб – это самый распространенный вид скрывающей женской одежды, его носят во всём мусульманском мире, и в Тунисе, и в Саудовской Аравии. Хиджабы разных оттенков и фасонов открывают мусульманкам свободу для модного комбинирования. Покрой хиджаба также может быть таким, что его можно драпировать, как никаб – оставляя открытыми только глаза.
Чадра. Чадра появилась в Иране после исламской революции, когда женщинам была предписана закрытая одежда. Этот вид покрывала распространён здесь, как и во всём исламском мире, например, в Пакистане или Египте, а также на Аравийском полуострове – в Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ, Иордании, Ираке и Бахрейне.
Это длинное полотно, которое доходит до пола и скрывает всё тело сверху донизу. Силуэт фигуры при этом практически не виден, лицо обычно остается открытым. В чадру вшивается полотнище ткани, удерживающее её на макушке и надежно скрывающее линию роста волос. В переводе слово “чадра” означает “шатёр”. Она не закрепляется на одежде, женщины обычно спереди придерживают ее изнутри. Иногда под чадру надевают еще одно полотно меньшего размера.
Дупатта. В Южной Азии популярна дупатта – это длинный шарфик, который драпируют вокруг макушки и плеч в свободном стиле. Его носят с длинными юбками или платьями.